16 марта 2013

Потомки Мона Лизы

 предисловие...
                                                              ****

        .... Жизнь в городе Флоренция в 1469 году от Рождества Христова, право же, была приятной. Городские дома богатых флорентийцев были чудо как удобны, а их сельские виллы были еще лучше. Самое главное – был мир. Войны сторонников папства и сторонников Империи остались в далеком прошлом. Флоренция в итоге оказалась самостоятельным государством, a eе городское самоуправление (коммуна) подчинило себе округу и сталo Республикой... Были люди и совсем другого порядка благосостояния – например Палла Строцци с его 163 тысячами или Джованни ди Биччи ди Медичи с 91 тысячей флоринов, – таких было не больше дюжины.
           До сих пор во Фло­рен­ции шу­тят от­но­си­тель­но сво­их арис­ток­ра­тов: ес­ли ты не Ме­ди­чи, то обя­за­тель­но Строц­ци. Тра­ди­ци­он­ные про­тив­ни­ки Строц­ци - фло­рен­тий­ская семья Ме­ди­чи. Строц­ци и Ме­ди­чи пе­ри­оди­чес­ки одер­жи­ва­ли по­бе­ду в борь­бе за власть. Про­иг­рав­ший от­прав­лял­ся в из­гна­ние.
В настоящее время, в обе­ден­ном за­ле вил­лы Строц­ци ви­сят пор­тре­ты Ме­ди­чи. Строц­ци неп­ре­мен­но спра­ши­ва­ют, за­чем они по­ве­си­ли изоб­ра­же­ния вра­гов се­мейс­тва у се­бя в до­ме. В от­вет сле­ду­ет став­шая тра­ди­ци­ей шут­ка: "Этим мы прес­ле­ду­ем две це­ли, во-пер­вых, мы по­ка­зы­ва­ем, что ува­жаем их и их вклад в ис­то­рию. А во-вто­рых, это ма­лень­кий акт мес­ти. Все Ме­ди­чи умер­ли. Ли­ния Ме­ди­чи пре­сек­лась и бо­лее не су­щес­тву­ет. Так вот, они вы­нуж­де­ны наб­лю­дать со стен на­ше­го обе­ден­но­го за­ла, как Строц­ци, жи­вые и нев­ре­ди­мые, в XXI ве­ке с удо­воль­стви­ем обе­да­ют на сво­ей вил­ле".
        Строцци, Медичи, Пацци, Содерини, Веттори, Гвиччиардини – на их фоне Бернардо Макиавелли, получивший лишь часть собственности своего отца и наследия ничем не приумноживший, был лицом незначительным...Портрета Бернардо Макиавелли не сохранилось. Но тем не менее его помнят и сейчас. Конечно, он был небогат и делами занимался спустя рукава, и полученное им юридическое образование не употребил должным образом. Oн написал о себе однажды – и нe где нибудь, а в налоговом документе – «оплачиваемого занятия не имею». Что называется, «мелкий рантье», интеллигент на вольных хлебах...Чистая правда – нотариус по образованию, Бернардо Макиавелли оплачиваемых занятий не имел, и клиенты его своим вниманием не жаловали. Ясное дело, что у нотариуса Макиавелли не было ни особых дарований, ни особых амбиций. И все его права на бессмертие состоят в том, что в 1469 году у него родился сын, Никколо Макиавелли...Kонечно, кроме родителей ребенка, на это событие никто не обратил никакого внимания... Но именно он неким образом связан с предками героев повествования. Так, в  1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил свой диалог "Об искусстве войны")...Ма­ки­авел­ли за­ни­мал дол­жность фло­рен­тий­ского сек­ре­та­ря и дру­гие клю­че­вые пос­ты при рес­пуб­ли­кан­ском прав­ле­нии во Фло­рен­ции...
 
    ...  из диалога Авторской передачи Рустама Арифджанова, Максима Григорьева и Владимира Чурова - Без ангажированности о "красных" и "белых". В гостях - Владимир Рэн:
М.Г.: Владимир Владимирович, а Ваши дети знают русский язык?

В.Р.: У меня детей нет, а мои племянницы-итальянки, они принадлежат к роду Строцци, который имеет больше 1000 лет истории, они праздновали 1000 лет их имения в 1994 году. Макиавелли начал свою карьеру как секретарь у пра-пра-прадедушки моих племянниц. Не смотря на это, что это великий итальянский род, связанный с Ватиканом, между прочим, я нашел в архиве Петербурга, что неаполитанский король прибыл в Петербург на похороны Александра II в сопровождении коменданта князя Строцци, они почивали в Зимнем дворце, так что их история тоже чуть-чуть связана с Россией. Мои племянницы 100%-но говорят по-русски, потому что их мать - моя сестра обязала говорить по-русски с рождения, не смотря на сопротивление итальянской семьи: «Как это так? Мы такой род, первый язык должен быть итальянский!» Не смотря на это, моя сестра настояла на русском языке, и когда девочки начали говорить, им было год-полтора-два, все начали восхищаться, как так – сразу два языка. И я могу добавить то, что они православные и любят Россию, как самый большой русский патриот.

В.Ч.: Это, наверное, первые православные княгини Строцци?

В.Р.: Может быть.
                                                      Наталья и Ирина-Луиза Строцци

         Представители древнейшего итальянского рода: князь Джилорамо Строцци, его жена Ирина, их дочери Наталья и Ирина-Луиза. Архитектурно-этнографический музей Тальцы - один из первых пунктов программы их пребывания в Иркутской области...
         Сибирские деревянные усадьбы начала 18 века аристократические гости осматривают с интересом. Их родовой замок недалеко от Флоренции тоже музейная ценность. Еще ценнее сами сестры Строцци - по версии ученых, они - прямые потомки Лизы Герардини - Моны Лизы, увековеченной на полотне Леонардо да Винчи.
                                              Джоконда. Леонардо да Винчи. 1530 г.
                                                   (Ли­за Ге­рар­ди­ни или Мона Лиза)

       С кон­ца XI­II ве­ка се­мейс­тво Строц­ци ак­тив­но учас­тво­ва­ло в по­ли­ти­чес­кой жиз­ни Фло­рен­ции. Но осо­бо ста­ло из­вес­тным в кон­це XIV и на­ча­ле XV ве­ка. Один из пер­вых из­вес­тных в ис­то­рии Строц­ци - Па­оло Строц­ци (1372-1462), фи­ло­соф и пи­са­тель, ос­но­вал пер­вую публич­ную биб­ли­оте­ку во Фло­рен­ции в мо­насты­ре Свя­той Тро­ицы.
      Фи­лип­по Строц­ци Стар­ший (1426-1491) на­чал пос­трой­ку зна­ме­ни­то­го двор­ца - па­лац­цо Строц­ци, а Фи­лип­по Строц­ци Млад­ший (1488-1538) - са­мый из­вес­тный из семьи Строц­ци - прос­ла­вил­ся тем, что же­нил­ся на Кла­рис­се де Ме­ди­чи и воз­гла­вил борь­бу про­тив кла­на Ме­ди­чи. Их два сы­на бе­жа­ли во Фран­цию и там слу­жи­ли в ар­мии и на фло­те у фран­цуз­ских ко­ро­лей. Пор­тре­ты этих сы­но­вей мож­но уви­деть и се­год­ня в Ба­таль­ной га­ле­рее Вер­саль­ско­го зам­ка. Пь­еро Строц­ци (1500 -1558) был мар­ша­лом во Фран­ции, а его брат Ле­оне Строц­ци (1515-1554) - ад­ми­ра­лом на фран­цуз­ской служ­бе. Гвич­чар­ди­ни то­же бы­ли весь­ма из­вес­тны.

      Из гра­фов Гвич­чар­ди­ни в сред­ние ве­ка прос­ла­вил­ся Фран­чес­ко Гвич­чар­ди­ни (1483-1540), вы­да­ющий­ся по­ли­ти­чес­кий де­ятель, млад­ший друг Ни­кол­ло Ма­ки­авел­ли ( 1469-1527). Он на­пи­сал пер­вую "Ис­то­рию Ита­лии" (1537- 1540), став ро­до­на­чаль­ни­ком италь­ян­ской ис­то­ри­ог­ра­фии. Ма­ки­авел­ли, в свою оче­редь, за­ни­мал дол­жность фло­рен­тий­ского сек­ре­та­ря и дру­гие клю­че­вые пос­ты при рес­пуб­ли­кан­ском прав­ле­нии во Фло­рен­ции.

       В ар­хи­ве семьи Гвич­чар­ди­ни-Строц­ци сре­ди 600 то­мов ори­ги­наль­ных до­ку­мен­тов со­дер­жит­ся об­шир­ная пе­ре­пис­ка этих двух из­вес­тных лю­дей. Так что во Фло-ренции по спра­вед­ли­вос­ти име­ет­ся не толь­ко виа Строц­ци, но и вия Гвич­чар­ди­ни. В но­вей­шей ис­то­рии, в на­ча­ле 20 ве­ка, де­душ­ка На­та­лии и Ири­ны , то­же по име­ни Фран­чес­ко Гвич­чар­ди­ни, за­ни­ма­ет дол­жнос­ти ми­нис­тра сель­ско­го хо­зяйс­тва и инос­тран­ных дел, а так­же мэ­ра Фло­рен­ции.
 
     В на­ше вре­мя нас­лед­ник ле­ген­дар­но­го ре­нес­сан­сно­го ро­да, князь Джи­ро­ла­мо вла­де­ет од­ним из са­мых боль­ших в стра­не по­мес­тий.
     С 1968 го­да са­жа­ет но­вые ви­ног­рад­ни­ки, ак­тив­но раз­ви­ва­ет вин­ный эк­спорт. Эти­кет­ки с фа­ми­ли­ей по­томс­твен­ных по­ли­ти­ков и го­су­дарс­твен­ных де­яте­лей ук­ра­ша­ют бу­тыл­ки с ви­ном.
     И на­ко­нец, го­во­ря о семье Строц­ци, нель­зя не наз­вать еще од­ну пле­ни­тель­ную да­му из семьи фран­цуз­ских Строц­ци, ко­то­рую прос­ла­вил клас­сик шан­со­на Алек­сандр Вер­тин­ский. Ири­ну Строц­ци, урож­ден­ную Алек­сан­дров­скую (1909-1985), знал весь рус­ский Па­риж трид­ца­тых го­дов. Мар­ки­за Ири­на Строц­ци рас­ска­зы­ва­ла, что для нее в ран­ней юнос­ти в Па­ри­же Алек­сандр Вер­тин­ский на­пи­сал ро­манс "Па­ни Ирэ­на". А поз­днее, в 1934 го­ду имен­но пре­лес­тной Ири­не Строц­ци он пос­вя­тил хо­ро­шо из­вес­тные стро­ки:

Нас­меш­ни­ца моя, лу­ка­вый ры­жий маль­чик,

Мой неж­ный враг, мой бес­по­щад­ный друг,

Я так влюб­лен в Ваш уз­кий длин­ный паль­чик

И лун­ное коль­цо, и кис­ти блед­ных рук...

        На вил­ле зву­чит рус­ская речь. Судь­бы рус­ских и италь­ян­ских се­мей при­чуд­ли­во пе­реп­ле­лись. Князь Джи­ро­ла­мо Строц­ци - по­то­мок Мо­ны Ли­зы в 14 ко­ле­не. Ад­во­кат , про­фес­сор пра­ва Фло­рен­тий­ского уни­вер­си­те­та. Его же­на Ири­на ( урож­ден­ная Рэн) Строц­ци внес­ла све­жую кровь в древ­ний италь­ян­ский род. Ири­на - из по­том­ков пер­вых рус­ских эмиг­ран­тов. Она ро­ди­лась в Па­ри­же, и ее ма­ма (ба­буш­ка сес­тер Строц­ци) бы­ла рус­ской с при­месью поль­ской кро­ви.
       Княжна Ири­на Строц­ци в бе­се­де с рос­сий­скими жур­на­лис­та­ми рас­ска­за­ла ка­ким об­ра­зом обе сес­тры неп­ло­хо зна­ют рус­ский язык на­ря­ду еще с пятью-шес­тью инос­тран­ны­ми: "Мы с ма­мой всег­да по- рус­ски го­во­ри­ли, пе­ли русские ро­ман­сы с ба­буш­кой, с ма­мой. И  мы пра­вос­лав­ные ".
      Рус­ская жизнь во Фло­рен­ции всег­да груп­пи­ро­ва­лась вок­руг цер­кви. " У нас, не име­ющих ро­ди­ны, ос­та­лась од­на лишь цер­ковь", - за­ме­ти­ла од­на из при­хо­жа­нок Пыш­ные вос­крес­ные бо­гос­лу­же­ния прив­ле­ка­ют мно­го при­хо­жан. И да­же у мес­тных ка­то­ли­ков вы­зы­ва­ют ин­те­рес к ду­хов­ной жиз­ни Рос­сии. Рус­ское при­сутс­твие в Ита­лии в прош­лом бы­ло весь­ма зна­чи­тель­но. По­ка оно ма­ло изу­че­но.
      В Ита­лии до сих пор к Рос­сии от­но­сят­ся как к стра­не , где жи­вут за­га­доч­ные лю­ди с ши­ро­кой ду­шой. Ин­те­рес к Рос­сии и рус­ским в Ита­лии ис­то­ри­чес­кий.
     Княж­на На­та­лья Строц­ци - пред­ста­ви­тель­ни­ца древ­не­го италь­ян­ско­го ро­да ба­ле­ри­на, ак­три­са те­ле­ви­де­ния и ки­но вы­пус­ти­ла на италь­ян­ском в из­да­тель­стве Po­lis­tam­pa кни­гу сво­ях ме­му­аров Fa­ci­le da re­cor­da­re, где рас­ска­за­ла, что ис­кусс­тво ба­ле­та ей пре­по­да­ва­ли Ула­но­ва, Пли­сец­кая и Ан­дрис Ли­епа. Что пер­вые уро­ки тан­ца - Ру­дольф Ну­ре­ев, боль­шой друг ее дя­ди, фран­цуз­ско­го биз­нес­сме­на Вла­ди­ми­ра Рэ­на. Она рас­ска­зы­ва­ет о встре­чах со мно­ги­ми зна­ме­ни­тос­тя­ми - друзь­ями семьи: от Гре­го­ри Пе­ка до Ана­то­лия Соб­ча­ка и быв­ше­го ан­глий­ского премь­ера То­ни Блэ­ра. Что ей пос­час­тли­ви­лось об­щать­ся с пре­зи­ден­та­ми, премь­ер-ми­нис­тра­ми и да­же ко­ро­ля­ми. В спис­ке друзей семьи мно­го гром­ких имен.
      В друзь­ях семьи в раз­ное вре­мя хо­ди­ли Еле­на Бон­нэр , Ва­ле­рий Гер­ги­ев и Юрий Баш­мет, Рос­тро­по­ви­ча и Ан­дрей Кон­ча­лов­ский. "Моя ма­ма - рус­ская. Она ро­ди­лась в Па­ри­же, ку­да у­еха­ла ба­буш­ка пос­ле ре­во­лю­ции 1917 го­да. Страс­тная лю­бовь к Рос­сии - от нее" , - так го­во­рит На­та­лия Строц­ци. На вил­ле  гос­теп­ри­им­но при­ни­ма­ли рус­скую му­зы­каль­ную и ба­лет­ную эли­ту. Пли­сец­кая уже в пять лет от­кры­ла ба­лет­ное да­ро­ва­ние На­та­лии. Ула­но­ва пре­по­да­ва­ла ей .
       А в воз­рас­те пят­над­ца­ти лет она при­еха­ла в Санкт-Пе­тер­бург , что­бы ос­ва­ивать клас­си­чес­кий ба­лет в Ва­га­нов­ском учи­ли­ще. Ба­лет тре­бу­ет преж­де все­го от­ре­че­ния. Стро­жай­шего ре­жи­ма и бес­пре­рыв­но­го тре­на­жа. Не все мо­гут это вы­дер­жать. Увы! На­та­лия Строц­ци ба­лет­ную карь­еру за­вер­ши­ла. Но пос­вя­ти­ла се­бя дру­гим сфе­рам твор­чес­тва: это и дра­ма , и фор­те­пи­ан­ное ис­пол­ни­тель­ство, и пи­са­тель­ское де­ло.

     Но луч­ше все­го кор­мит в Ита­лии про­дол­же­ние фа­миль­ной тра­ди­ции - ви­но­де­лие. Се­год­ня раз­ви­ти­ем ви­но­де­лия в фа­миль­ной фир­ме за­ни­ма­ют­ся мать и дочь-Ири­на и На­та­лия Строц­ци. Гор­дость ро­да Стро­ции-Гвич­чар­ди­ни бе­лое ви­но ве­рач­ча, вос­пе­тое в сти­хах. Но­вую мар­ку ви­на На­та­лия в па­мять о ба­ле­те наз­ва­ла "Ара­беск" и да­же ста­ла ди­зай­нером его эти­кет­ки.

     19 февраля 2013г. семья прибыла с неофициальным визитом к своему другу в Иркутск.
- Здравствуйте, мы к Вам привезем очень важных vip-гостей...принца с принцессами... - раздался накануне этого события телефонный звонок, - Вы, пожалуйста, cделайте все хорошо! Нужно прокатить на снегоходах и собачьих упряжках, а также поковать на кузнице.
- Ну, хорошо, везите принца!..Конечно, всё сделаем. Нам, собственно без разницы, какие гости нас посещают. Хоть сам Президент. Ко всем одинаковое хорошее отношение...Мы все люди и с людьми работаем))... - успокоив организатора, ответили мы.
 
                                                                    ***
    Входную дверь в наш дом открыла сама Ирина (мама дочерей). Мы сначала подумали, что это наша россиянка. Шуба, унты... Чистый русский язык и манеры русской женщины.  Прямолинейна, учтива и часто повторяла: " Где мой деда?", периодически теряя его из виду. А князь Джилорамо Строцци был все время рядом, что-то рассматривал и фотографировал.
 
на кузнице: кузнец Ратислав проводит практический мастер-класс по изготовлению подковы на счастье. Гости - семья Строцци сами куют себе свое счастье.
 
Ирина сидит в нартах
едет на самой спокойной упряжке (лидер - 9-летний Газик)
каюр Олег
 
пока гости грелись у печки Олег подарил семье нашу авторскую книжку,
которая полетела в Италию

                                улыбчивая семья Строцци и Олег (фото на память)
 
      Семья вскоре уехала. Оставив нас с мыслями о древности рода, о великолепном качестве семей иметь и знать свои родовые корни, именья (поместья, землю и т.д.), имя и традиции. О преданности языку своих предков... И, что, ни один человек не живет сам по себе. Oн  «связан с миром и со своей эпохой тысячами нитей»...
 
                                                               ***
 
А 23 марта 1532 года, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли, в Риме была опубликована его «История Флоренции».
«История» и сегодня полна глубокого смысла, она доносит до нас напряженный драматизм эпохи Возрождения — времени великих взлетов и великих падений. Её страницы заполнены реальными действующими лицами. Человек, гражданин, народ, страна — вот главные темы его «Истории».

                                                            

Комментариев нет:

Отправить комментарий